Инновационная площадка "Организация музыкально-театрализованной деятельности в современном детском саду на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми"
27.06.2022
Инновационная площадка «Воспитатели России»: "Организация музыкально-театрализованной деятельности в современном детском саду на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми"
Научно-консультативное сопровождение площадки:
Буренина Анна
Иосифовна, кандидат педагогических наук, главный редактор журнала «Музыкальная
палитра», директор АНО ДПО «Аничков мост»
Проблема, на решение которой направлена инновационная деятельность
Инновационная
деятельность направлена на совершенствование организации
музыкально-театрализованной деятельности в современных детских садах:
- использование вариативных моделей творческого взаимодействия детей и
взрослых,
- поддержки детской инициативы,
- воспитания у детей ценностного отношения к музыкальному искусству,
художественному слову методами театральной педагогики,
- развитию социально-эмоционального интеллекта и воспитанию нравственных черт
личности у воспитанников детского сада
Объект исследования
Организация инновационной образовательной деятельности по теме исследования
Предмет исследования
Вариативные модели организации музыкально-театрализованной деятельности в
ДОО на основе творческого сотрудничества детей и взрослых
Гипотеза исследования
Совершенствование
организации музыкально-театрализованной деятельности в детских садах будет
способствовать развитию креативных качеств личности каждого ребенка при
следующих условиях:
- методологического согласования (у педагогов и родителей) целей, ценностей,
подходов, методов художественно-творческого развития дошкольников в
музыкально-театрализованной деятельности;
- профессиональной готовности педагогов к реализации вариативных моделей
творческого взаимодействия с детьми;
- созданию обогащенной развивающей среды в ДОО, способствующей творческой
активности детей в музыкально-театрализованной деятельности.
Цель и задачи исследования
Цель
исследования:
Разработать инновационные модели организации музыкально-театрализованной
деятельности в современных детских садах, обеспечивающих развитие креативных и
нравственных качеств личности ребенка-дошкольника
Задачи:
1. Разработать концепцию
развития ребенка-дошкольника в музыкально-театрализованной деятельности в
современной парадигме образования.
2. Привлечь
заинтересованные в теме исследования детские сады и организовать сеть опытно-экспериментальных
площадок.
3. Проанализировать
имеющийся опыт работы ДОО по данному направлению.
4. Разработать план
работы для каждого участника эксперимента на один год.
5. Разработать и
апробировать вариативные модели организации музыкально-театрализованной деятельности
в каждом детском саду на основе современных гуманистических подходов.
6. Обобщить опыт детских
садов и обеспечить их презентацию в педагогическом сообществе (на форумах, в
СМИ, и др.).
7. Подготовить лучшие
материалы к публикации.
Организация музыкально-театрализованной деятельности в современном детском
саду на основе творческого взаимодействия педагогов с детьми
Направления экспериментальной работы
Организация и методическое сопровождение музыкально-театрализованной
деятельности в современном детском саду, направленное на развитие креативных и
нравственных качеств личности ребенка-дошкольника
Используемые методики
1. Изучение
психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования.
2. Анализ современного
опыта работы детских садов по направлению.
3. Использование цифровых
и видео-технологий для фиксации процесса и результата, взаимодействия
участников эксперимента.
4. Применение
адаптированных к дошкольному возрасту методов театральной педагогики.
5. Обогащение среды -
использование технологии «Сам себе костюмер» (А.Буренина, А.Янковская).
6. Опрос, анкетирование.
7. Использование метода
проектов.
8. Экспертная оценка
материалов исследования.
Предполагаемые результаты
1. Разработка и апробация вариативных моделей организации
музыкально-театрализованной деятельности в детских садах разного вида, в том
числе инклюзивных.
2. Разработка пакета методических и практических материалов по организации
музыкально-театрализованной деятельности в детских садах разных видов и разных
регионов России.
3. Масштабная презентация лучшего опыта на вебинарах, педагогических форумах,
фестивалях, профессиональных конкурсах.
4. Подготовка к изданию методического пособия по теме исследования.
5. Использование методических и практических материалов ОЭР в обучении
педагогов детских садов.
Возможные риски эксперимента
Ресурсное обеспечение, профессиональная готовность педагогических кадров к
ОЭР, масштабы и сроки эксперимента
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления
·
Текущий контроль (внутренняя оценка) хода эксперимента.
·
Презентация опыта на конференциях, в СМИ (электронных и печатных).
·
Экспертиза результата (общественная экспертиза и независимая оценка).
Перспективный план инновационной деятельности (по этапам)
1. Подготовительный (анализ проблем ДОО, ресурсное
обеспечение, потенциал ДОО в выбранном направлении).
2. Проектный (подготовка заявки эксперимента, создание
условий, разработка локальной документации)
3. Организационный - статуирование площадки.
4. Конкретизация плана ОЭР, разработка вариативных моделей по теме
исследования на каждой площадке.
5. Презентация и оценка промежуточных результатов созданных
продуктов.
6. Апробация инновационных моделей организации музыкально-театрализованной
деятельности в ДОО.
7. Обобщение и презентация опыта внедрения продуктов.
8. Стабилизация полученных результатов.
9. Подготовка к изданию методического пособия по теме исследования.