Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
19.05.2022
Категории семей и детей,
относящихся к категории неблагополучных и требующих особого внимания в
образовательном учреждении:
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей,
иных законных представителей, места проживания, неудовлетворительные жилищные
условия и т.д.);
отсутствие связи с образовательным учреждением,
невнимание родителей к успеваемости ребенка;
-
смерть одного из
родителей;
-
уход отца/матери
из семьи, развод родителей;
- постоянные конфликтные ситуации между родственниками, между детьми и родителями;
- возвращение родителей из мест лишения свободы.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении:
-
неисполнение или
ненадлежащее исполнение родителями и иными законными представителями
(опекунами, попечителями несовершеннолетних) своих обязанностей по
жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного
питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий, попустительство вредным
привычкам несовершеннолетнего - алкоголизм, наркомания и т.п.);
- злоупотребление родителями (законными представителями) спиртными
напитками, употребление наркотических (психотропных) веществ, аморальный образ
жизни;
-
вовлечение
несовершеннолетних в противоправные или антиобщественные действия
(попрошайничество, бродяжничество, проституция и т.д.);
-
наличие признаков
жестокого обращения с несовершеннолетними (признаки физического, психического,
сексуального или иного насилия) со стороны родителей (законных представителей).
Признаки
поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения
- утомленный, сонный вид;
- санитарно-гигиеническая
запущенность;
- склонность к обморокам,
головокружению вследствие постоянного недоедания;
- задержка роста, в речевом,
психомоторном развитии;
- привлечение внимания любым
способом;
- проявление агрессии и
импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;
- ребенок не ухожен, одет не по
сезону и не по погоде, грязная рваная одежда (на замечания воспитателя по
поводу внешнего вида родители не реагируют);
- родители злоупотребляют
алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде, родители нигде не работают,
не состоят на учете пот безработице и не имеют постоянного источник дохода;
- ребенок постоянно проживает у
бабушки, родители в детском саду не появляются;
- при посещении семьи выясняется,
что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам;
- характер взаимоотношения в
семье наносит вред психическому здоровью ребенка: драки, аморальный образ жизни
родителей.
Признаки, позволяющие заподозрить применение
физического насилия над ребенком
1.
Внешний вид ребенка и характер травм:
-
множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев,
следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или
заживающие);
задержка
физического развития (отставание в весе и росте);
-
признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид,
сыпь).
2.
Возраст 3-6 лет:
-
примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
-
пассивная реакция на боль;
-
болезненное отношение к замечаниям, критике;
-
заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
-
псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
-
негативизм, агрессивность;
-
жестокое отношение к животным;
-
лживость, воровство;
-
склонность к поджогам.
3.
Поведение родителей или попечителей:
-
противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести
ясность в произошедшее;
-
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
-
инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
-
обвинение в травмах самого ребенка;
-
неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее
преувеличению или преуменьшению;
-
отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
-
невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком,
обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
-
рассказы о том, как их наказывали в детстве;
-
признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт
характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.).
Признаки,
позволяющие заподозрить применение эмоционального
насилия
1. Психическое состояние и
физическое развитие ребенка:
- задержка физического и
умственного развития;
- нервный тик;
- энурез;
- печальный вид;
- различные соматические
заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания,
аллергическая патология).
2. Поведение ребенка:
- беспокойство или тревожность;
- нарушение сна;
- длительно сохраняющееся
подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- чрезмерная уступчивость,
заискивающее, угодливое поведение;
- неумение общаться, налаживать
отношения с другими людьми, включая сверстников;
- низкая самооценка;
- нарушение аппетита.
3. Поведение взрослых
- нежелание утешить ребенка,
который действительно в этом нуждается;
- оскорбление, брань, обвинение
или публичное унижение ребенка;
- постоянное чрезмерное критичное
отношение к нему;
- негативная характеристика
ребенка;
- отождествление его с
ненавистным или нелюбимым родственником;
- перекладывание на него
ответственности за свои неудачи;
- открытое признание в нелюбви
или ненависти к ребенку.
4. Особенности внешнего вида,
клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка -
признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам
и интересам:
-
утомленный, сонный вид, опухшие веки;
-
санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
-
низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании
(например, во время пребывания в больнице или приюте);
-
задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
-
задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и
появлении заботы о ребенка;
-
частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;
-
повторные случайные травмы или отравления;
-
постоянный голод и (или) жажда;
-
кража пищи;
-
требование ласки и внимания;
-
подавленное настроение, апатия;
-
агрессивность и импульсивность.
5.
Особенности внешнего вида ребенка, характер травм, психического состояния и
поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
-
заболевания, передающиеся половым путем,
-
повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
-
резкие изменения веса;
-
психосоматические расстройства;
-
страхи, ночные кошмары;
-
несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или
игрушками;
-
несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении.