Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ "Детский сад № 11" (в соответствии с ФОП)
Описание образовательной программы
Образовательная
программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 11» разработана с учетом ФГОС
дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона,
образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Образовательная программа дошкольного
образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 11» (далее - ОП МАДОУ «Детский сад № 11») – нормативный
документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций
дошкольного уровня образования:
1. Воспитание и развитие
ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование
основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту
содержании доступными средствами.
2. Создание единого ядра
содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к
духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание
подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей
семьи, большой и малой Родины.
3. Создание единого
федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от
рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его
родителям (законным представителям), равные, качественные условия дошкольного
образования, вне зависимости от места и региона проживания.
ОП МАДОУ «Детский сад №
11» направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных
традициях Российской Федерации, знающего историю и культуру своей Родины.
ОП МАДОУ «Детский сад №
11» определяет единые для Российской Федерации (далее – РФ) базовые объем и
содержание дошкольного образования, осваиваемые воспитанниками в МАДОУ «Детский
сад № 11», осуществляющего образовательную деятельность, и планируемые результаты
освоения образовательной программы.
ОП МАДОУ «Детский сад №
11» разработана в соответствии с:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации»
29.12.2012 года N 273-ФЗ с
изменениями на 31 июля 2020 г.;
- СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению и безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2;
-Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (утв. Министерства образования и науки РФ 17 октября 2013 года);
- Федеральная образовательная программа дошкольного
образования Утверждена Министерством просвещения Российской Федерации
приказ от 25 ноября 2022 г. № 1028;
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018
г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указом Президента Российской Федерации от 21 июля
2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября
2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
- Уставом МАДОУ «Детский сад № 11».
В структуру ОП МАДОУ «Детский сад № 11»
включены: Программа образования; Программа воспитания; Программа
коррекционно-развивающей работы; примерный режим и распорядок дня в
дошкольной группе; календарный план воспитательной работы.
ОП МАДОУ «Детский сад № 11» разрабатывается и
утверждается образовательным учреждением.
Обязательная часть ОП МАДОУ «Детский сад № 11»
соответствует ФОП ДО и составляет не менее 60 % от общего объема
программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
(вариативная), составляет не более 40% и ориентирована на специфику
национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в
которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОУ;
выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми,
которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогического коллектива и ДОУ в целом.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в ОП МАДОУ «Детский
сад № 11» содержится целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе ОП МАДОУ «Детский сад № 11»
представлены цели, задачи, принципы и подходы к ее формированию; планируемые
образовательные результаты освоения ОП в раннем, дошкольном возрастах, а также
на этапе завершения освоения ОП; характеристики особенностей развития детей,
раннего и дошкольного возрастов, подходы к педагогической диагностике
планируемых результатов.
Содержательный
раздел включает Программу образования, которая раскрывает
задачи, содержание и планируемые образовательные результаты по
каждой из образовательных областей для всех возрастных групп воспитанников
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации ОП; особенностей
образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов
поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее
- КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел ОП МАДОУ «Детский сад № 11» входит Программа
воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы,
предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям,
включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения в российском обществе.
Организационный
раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации
ОП; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в
ДОУ; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает перечни художественной литературы,
музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для
использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также
перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены режим и распорядок дня в
дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
ДОУ предоставлено право выбора способов
реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий,
предпочтений педагогического коллектива ДОУ и других участников образовательных
отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников,
специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация ОП МАДОУ
«Детский сад № 11», направлена на обучение и воспитание, предполагает их
интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с
разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учетом принципов
дошкольного образования, зафиксированных во ФГОС ДО.
При соблюдении
требований к реализации Программ и создании единой образовательной среды
создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего
образования.
Программа разработана для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Максимально допустимый охват детей
Программой – 280 детей.
Программа осуществляется на государственном языке
Российской Федерации – русском.
Целью ОП МАДОУ «Детский сад №
11» является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным
российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель ОП МАДОУ «Детский
сад № 11» достигается через решение следующих задач:
- обеспечение единых для РФ содержания
дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной
программы дошкольного образования;
- приобщение детей (в соответствии с
возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
- построение (структурирование) содержания
образовательной работы на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей
развития;
- создание условий для равного доступа к
образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обеспечение развития физических,
личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
- достижение детьми на этапе завершения
дошкольного образования уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;
- охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Принципы и подходы к формированию образовательной
программы
ОП
МАДОУ «Детский сад № 11» построена на следующих принципах дошкольного
образования, установленных ФГОС:
1) полноценное
проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возрастов),
обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение
образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
3) содействие и
сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних
членов семьи, принимающих участие в воспитании детей раннего и дошкольного
возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
4) принцип учета ведущей
деятельности. Образовательная программа реализуется в контексте всех
перечисленных в Стандарте видов детской деятельности, с акцентом на ведущей
деятельности для каждого возрастного периода – от непосредственного
эмоционального общения со взрослым до предметной (предметно-манипулятивной) и
игровой деятельности;
5) признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
6) поддержка инициативы
детей в различных видах деятельности;
7) сотрудничество ДОУ с
семьей. Реализация ОП предусматривает оказание психолого-педагогической,
методической помощи и поддержки родителям (законным представителям) детей
раннего и дошкольного возраста, построение продуктивного взаимодействия с
родителями (законными представителями) с целью создания единого/общего
пространства развития ребенка;
8) приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
9) формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах
деятельности;
10) возрастная
адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития). ОП учитывает возрастные характеристики
развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, предусматривает
возможность и механизмы разработки индивидуальных траекторий развития и
образования детей с особыми возможностями, способностями, потребностями и
интересами;
11) учет этнокультурной
ситуации развития детей.
12) принцип
преемственности образовательной работы на разных возрастных этапах дошкольного
детства и при переходе на уровень начального общего образования: ОП реализует
данный принцип при построении содержания обучения и воспитания относительно
уровня начального школьного образования, а также при построении единого
пространства развития ребенка в ДОУ и семье;
13) принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование педагогических технологий, которые могут нанести вред физическому
и (или) психическому здоровью воспитанников, их психоэмоциональному
благополучию.
Планируемые результаты реализации ОП МАДОУ «Детский сад № 11»
В соответствии с ФГОС ДО
специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования
делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений. Поэтому результаты освоения ОП представлены в виде
целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные
характеристики возможных достижений ребенка в процессе дошкольного образования
и к его завершению.
В соответствии с
периодизацией психического развития ребенка согласно культурно-исторической
психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое
и второе полугодия жизни), ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от
3 до 7 лет).
Обозначенные в ОП МАДОУ
«Детский сад № 11» возрастные ориентиры «к трем, четырем, пяти, шести годам»
имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для
достижения ребенком планируемых результатов. Это связано с неустойчивостью,
гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в
дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой
причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах
возрастные характеристики развития на 1-2 месяца раньше или позже заданных
возрастных ориентиров.
Степень выраженности
возрастных характеристик возможных достижений может различаться у детей одного
возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и разных
стартовых условий освоения образовательной программы. Обозначенные различия не
могут быть констатированы как трудности ребенка в освоении основной
образовательной программы учреждения и не подразумевают его включения в
целевую группу воспитанников, в отношении которых осуществляются различные виды
и формы психологической помощи (психолого-педагогического сопровождения).
Педагогическая
диагностика достижения планируемых результатов
Педагогическая
диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение
деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на
основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Педагогическая
диагностика является основой для целенаправленной деятельности педагога,
начальным и завершающим этапом проектирования образовательного процесса в
дошкольной группе. Ее функция заключается в обеспечении эффективной обратной
связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Направления и цели
педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются
требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться
оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в
рамках педагогической диагностики. Вопрос о ее проведении для получения
информации о динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им
Программы, формах организации и методах решается непосредственно ДОУ.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных
результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
- планируемые результаты
освоения основной образовательной программы дошкольного образования заданы как
целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах
дошкольного детства;
- целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей;
- освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Данные положения
подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку
индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.
Результаты
педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации
образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной
траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с
группой детей.
Диагностика проводиться
два раза в год в сентябре и в мае. Оптимальным является ее проведение на
начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от
времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на
завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная,
финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе
учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение
результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную
динамику развития ребенка.
Педагогическая
диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной
форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения,
свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков,
работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных
диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать
специальные методики диагностики физического, коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
Основным методом
педагогической диагностики является наблюдение.
Педагогическая диагностика завершается анализом
полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми,
организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников,
составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной
Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
При необходимости используется
психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение
индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения
трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка
в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных представителей). Результаты психологической диагностики могут
использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания
адресной психологической помощи.
Используемые программы
Образовательная
программа дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 11» разработана в соответствии
с Федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022
г. № 1028).
Часть, формируемая
участниками образовательных отношений
Парциальная программа
художественно-эстетического развития детей в изобразительной
деятельности «Цветные ладошки», автор Лыкова И.А.(первая
младшая группа, дети 2-3 года);
Парциальная программа
художественно-эстетического развития детей в изобразительной
деятельности «Цветные ладошки», автор Лыкова И.А. (вторая младшая
группа, дети с 3-4 лет);
Парциальная программа
художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей «Умные
пальчики: конструирование в детском саду» автор Лыкова И.А. (средняя группа,
дети 4-5 лет);
Парциальная программа
духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем» Белоусова
Р.Ю., А.Н. Егорова, Ю.С. (старшая группа, подготовительная группа дети 5-7
лет).
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Главными целями взаимодействия
педагогического коллектива ДОУ с семьями обучающихся дошкольного возраста
являются:
- обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)
в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к
воспитанию и обучению детей в условиях ДОУ и семьи; повышение воспитательного
потенциала семьи.
Совместная
образовательная деятельность педагогов и родителей (законных представителей)
обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных
задач, вопросах организации развивающей предметно-пространственной среды
(далее – РППС) и образовательных мероприятий; поддержку образовательных инициатив
родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного
возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОУ совместно с
семьей.
Образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 11» не содержит информацию, наносящую вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащую российскому законодательству.