Фестиваль педагогических идей "Инновационные идеи в рамках освоения/реализации программы воспитания"
13.01.2023
«Дом совета»
Актуальность
Каждый воспитатель в своей педагогической деятельности ищет эффективные и полезные формы взаимодействия с родителями. Рабочая программа воспитания предлагает широкий спектр форм взаимодействия: информационно-аналитические формы, досуговые формы, письменные формы и т.д. Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия родителями считаю «Познавательные формы». Познавательные формы призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. На основании познавательных форм мной было разработано информационно-игровое пособие для родителей. Данное пособие помогает решать многие задачи по познавательному развитию Рабочей программы воспитания через активное сотрудничество родителями.
Цель:
Обогащение информационной культуры родителей по познавательному развитию детей.
Задачи:
- Активировать
внимание родителей к темам, которые изучают дети в группе детского сада.
- Способствовать
желанию родителей совместно с ребёнком добывать знания посредством
взаимодействия с информационно-игровым пособием «Дом совета».
- Предоставить
возможность родителю совместно со своим ребёнком получать опыт-познавательной
активности.
- Побуждать
интерес у родителей к формированию и развитию познавательных действий совместно
с ребёнком в домашних условиях.
- Формировать
инициативу у родителей в предоставлении обратной связи через обогащение
информационно-игрового пособия «Дом совета».
Структура
информационно-игрового пособия
«Дом совета» представляет из себя:
платформу на крутящейся основе, в виде поляны, на
которой стоит дом, деревья, заборчик.
«Домик
покрути и совет найди»!
Дом, при лёгком движении руки, может вращаться
вокруг своей оси, благодаря чему, ребёнок и его родители могут рассмотреть
информацию со всех сторон. Каждая сторона дома несёт свой определённый совет по
той или иной теме:
1)
Первая сторона дома - общая информация
для родителей по теме недели «….»
2) Вторая сторона дома - мастер-класс по теме «….»
3) Третья сторона дома - рекомендации родителям по
закреплению полученных знаний в домашних условиях.
4) Четвёртая сторона дома - картинки по теме «…»
На данный момент реализуется тема по окружающему
миру «Домашние животные».
На первой стороне дома дана информация: кто такие домашние животные,
где они живут, чем питаются, какую пользу приносят.
На второй стороне дома представлен мастер класс по лепке кошечки.
На третьей стороне: рекомендации родителям в виде фотоколлажа от
других родителей: как можно закреплять полученные знания. А также родители
могут увидеть, как ребята лепят, рисуют, вырезают по заданной теме. Это
является хорошим примером для других родителей.
На четвёртой стороне размещены картинки с животными и их детёныши.
Рядом
с домом расположен игровой заборчик, для расширения возможностей
родителю совместно со своим ребёнком получать опыт-познавательные активности.
На заборчике периодически размещаются мини-познавательные игры по теме, в
которые могут играть родители со своими детьми, не уходя из садика. Игры
меняются по теме в зависимости от познавательного развития детей.
На данный момент на заборчике расположены игры «Чей малыш?», «Найди тень», «Накорми меня», а также дыхательная гимнастика. "У заборчика ты не зевай, а скорее поиграй".
Между
красивыми деревьями натянута верёвка, на неё прищепками прицеплены фото ребят. Прищепки
развивают мелкую моторику пальчиков детей. Данные деревья являются формой
обратной связи между родителем со своим ребёнком и воспитателями.
Основной
формой работы является фотоколлаж в процессе прохождения той или иной темы. Ребята
очень любят их рассматривать и находить себя! Так периодически организуется фотовыставка. На данный момент на
верёвке размещены фото ребят «Я с домашним животным».
Крутящаяся
основа в виде полянке, на которой всё установлено, служит выставкой для поделок
ребят, которые они приносят из дома. Также данную полянку заполняют сами
родители своими поделками. Каждый ребёнок может показать и рассказать про свою
работу. Крутящаяся основа позволяет посмотреть с разных сторон, даже даёт
возможность совместно поиграть родителю с ребёнком. В период, когда происходит
ожидание работ от родителей с детьми полянка заполняется игровыми материалами.
На
крыше дома имеется прорезь для сбора информации, обратной связи с родителями
«Ваши отзывы и предложения». Крыша дома съёмная, благодаря чему, воспитатели
достают листочки с предложениями от родителей, чтобы учесть их и улучшить
качество работы.
Так же дом имеет подсветку. «Если включен свет
— значит дан новый совет». Каждую пятницу родителям предоставляется тема на
следующую неделю, они сами выбирают, что они будут делать с ребёнком по теме:
читать, рисовать, лепить, учить стишок и т.д. в течении недели они что-то
мастерят и приносят в группу, а в пятницу мы наполняем данную полянку и стороны
дома. Включаем свет в домике и с ребятами смотрим какая совместная
красота у нас получилась!
Таким
образом организована совместная деятельность воспитателя, ребёнка и родителей.
Родители знают тему недели, параллельно с воспитателями общаются с ребятами на
эту тему, что-то реализуют дома, предоставляют фото, чем они занимались по
данной теме и в конце недели мы совместно с детками оформляем композицию,
обсуждаем всё, рассматриваем фото, благодаря чему расширяем знания, кругозор,
словарный запас, воображение и интерес.
«Как советы
мы узнали-сразу же их применяли!
Строили,
стишки учили, вырезали, рисовали,
Мамы шили и
вязали. Папы книжки нам читали.
Очень-очень
все старались, мастерили кто-что мог.
В
результате получился замечательный итог!»